В Киевской школе №309 во время праздничного концерта была показана сценка, в которой гражданский избивает мужчину в военной форме. Начальник управления коммуникаций командования Сухопутных войск Виталий Саранцев отметил, что "это симптом серьезной проблемы".
Во время выступления на сцену киевской школы вышел человек в военной форме с папкой в руках. К нему подошел парень в гражданской одежде и одним ударом сбил военнослужащего с ног. Саранцев не понимает, как мобилизация — необходимый шаг для выживания страны — стала объектом насмешек на уровне школьных мероприятий. Он считает, что взрослые виноваты, так как сами разгоняют нарратив о "преступном" ТЦК.
"Война не прощает ошибок, и одной из самых больших является подмена понятий. Если в головах украинских детей украинский военный — враг, а "утащить" его — проявление героизма, то всем нам — огромная жирная "двойка". Но война "двоек" не ставит", — сказал Саранцев.
На инцидент в школе Киева сразу отреагировала Дарницкая райгосадминистрация, которая объявила о проведении расследования. Вскоре появилась реакция министра науки и образования Оксена Лисового, который назвал произошедшее позорным.
"Видео, на котором ученики киевской школы разыгрывают сценку, демонстрируя откровенное пренебрежение к "военному", является позорным и недопустимым на третьем году полномасштабного вторжения и 11 году войны. Лично мне дико, что ни один из тех, кто участвовал в подготовке и непосредственном участии в этой сцене, не почувствовал сопротивления", — сообщил Лисовой.
Он отметил, что провел личный телефонный разговор с директором школы, требуя провести служебное расследование и собрать объяснения от всех, кто принимал участие. Кроме того, расследование по факту ученического выступления начали ювенальные полицейские Киева.
Вечером 17 февраля на скандал в школе Киева отреагировала директор учебного заведения Ольга Тимошенко. Она извинилась перед всеми, кого "задела или обидела" сценка. По ее словам, уже проведено служебное расследование, собраны объяснения от всех причастных и проинформированы соответствующие органы.
Она сообщила, что сценка, в которой избили военного, не была частью запланированной праздничной программы. А надзор педагогов за действиями детей "оказался недостаточным".
"Ученики, создавшие сценку, не осознавали глубоких последствий такого поступка, считая это шуткой без негативного контекста", — сказала она.
Директор добавила, что из-за скандала в школе Киева уже запланированы "воспитательные мероприятия" — беседы с военными и уроки по медиаграмотности. Также в учебном заведении будет усилен контроль за организацией и проведением воспитательных мероприятий.
18 февраля стало известно, что педагог-организатор концерта в школе написала заявление на увольнение. По ее словам, она якобы не знала, что одно из выступлений завершится сценой с избиением военного. Однако директор предполагает, что педагог-организатор знала о выступлении, так как школьники репетировали несколько вариантов завершения спектакля. Сегодня представители ТЦК посетят детей из-за скандала в школе Киева, отметила Тимошенко.
"Конечно, есть устоявшиеся представления в обществе, и, вероятно, через взрослых транслируется какое-то пренебрежение к ТЦК", — сказала Елена Парфенова.
Она отметила, что ее удивила реакция общества, когда обсуждают лишь избиение военного, в то время как она задается вопросом, нормально ли, когда на празднике с надписью "Love is" демонстрируется сценка с насилием.
"Получается, что когда речь идет о военном, всех это возмущает, а если бы это был врач или продавец, то это воспринялось бы нормально? Проблема в том, что мы толерантно относимся к насилию и избиению через такие формы. Удивил смех и веселье во время этого спектакля. И удивило, что ни один взрослый не остановил это действо. Много моментов вызывают не только возмущение, а огромное удивление", — пояснила она.
Психолог Екатерина Гольцберг считает, что дети могут ненавидеть ТЦК из-за своих родителей, которые транслируют им этот нарратив.
Парфенова считает, что это сигналы, которые общество должно осмыслить и сделать выводы. Для предотвращения подобных инцидентов, по ее мнению, нужно организовывать встречи школьников с военными, которые были непосредственно на фронте. Это должны быть откровенные разговоры о том, что происходит за 500 километров от Киева, объяснение, что такое война и через что проходят мужчины и женщины.
По ее словам, реальные истории являются наиболее впечатляющими для молодежи, в результате чего дети будут воспринимать воинский долг через "другие вещи".
Психолог Гольцберг считает, что в подобных случаях важно реагировать незамедлительно, а не ждать, пока "всколыхнется общество". Она отметила, что на мероприятии кто-то из учителей должен был встать и сказать: "Дети, это неправильно, ненормально, мы находимся в состоянии войны и должны знать, кто наш враг — это русские, а не ТЦК".
По ее словам, стоит разъяснять роль ТЦК, что это орган с определенными полномочиями, и объяснять, почему подобная сценка неприемлема.
"Но общение должно происходить сразу, не дожидаясь. Эти установки должны быть у самих учителей. Если у них их нет, и они это одобряют, или же родители, то как могут дети воспринимать иначе? Дети — это отражение общества", — отметила психолог.
Елена Парфенова подчеркнула, что за все, что происходит в учебном заведении, отвечает директор. Она считает, что директор школы №309 может получить выговор, а в дальнейшем с ней, скорее всего, не продлят контракт.
"Это было бы логичным выходом из ситуации. Однако это не изменит существующую ситуацию. Сегодня мы увидели это в 309 школе, а что еще мы не видели, и проводятся ли вообще дискуссии в школе о войне? Или же мы лишь фиксируем в учебных планах национально-патриотическое воспитание, а на деле это ни о чем? Поэтому необходимо переосмыслить все наши действия за последние 3-5 лет и задуматься о причинах произошедшего, а также изменить подход к национально-патриотическому воспитанию", — подытожила она.
По ее словам, в отношении действий педагога может быть проведено служебное расследование и, как следствие, применена дисциплинарная ответственность в виде увольнения.
"Но, прежде всего, необходимо доказать умысел педагога и его прямую причастность, чтобы применить п. 3 ст. 41 КЗпП Украины (расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работником, выполняющим воспитательные функции, в случае совершения им аморального проступка, несовместимого с продолжением этой работы) или нарушения законодательства педагогическими и научно-педагогическими работниками, участие в антигосударственной деятельности и т.д.", — пояснила она.
Свистула отметила, что к ученикам из-за скандала в школе Киева не будет применена ответственность, учитывая возраст, обстоятельства дела и отсутствие состава правонарушения: