Недавно, 20 января 2025 года, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки совместно с Комитетом по вопросам правоохранительной деятельности провели общее заседание, на котором рассматривалось обеспечение прав и свобод граждан в ходе мобилизационных мероприятий.
Причиной этой встречи стала, в том числе, бусификация, которая не прекратилась после принятия нового закона о мобилизации, а наоборот, стала еще более актуальной. Представители ТЦК по всей стране уверяют, что действуют в рамках своих полномочий и закона, однако ежедневно зафиксированы случаи принудительной мобилизации на улицах с применением грубой силы.
К каким выводам пришли участники заседания? Правоохранительный комитет разработает и предложит изменения в законодательство относительно уголовной ответственности государственных представителей за нарушение порядка призыва граждан на военную службу. Кроме того, будет предложено установить ответственность членов ВВК за нарушение порядка проведения медицинского осмотра, в частности, за признание непригодными годных лиц и наоборот.
Также по итогам заседания было решено, что уполномоченные лица, осуществляющие мобилизационные мероприятия, должны:
- действовать без балаклав;
- по требованию представляться и показывать служебное удостоверение;
- не использовать специальные мероприятия, такие как антитеррористические или разведывательные, для выполнения мобилизационных задач.
При этом любые действия, ограничивающие права и свободы человека, должны осуществляться правоохранителями на основании законодательства.
Полномочия ТЦК: изучайте Конституцию
Территориальные центры комплектования и социальной поддержки являются органами военного управления, которые обеспечивают выполнение законодательства по вопросам воинской обязанности и военной службы, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Полномочия ТЦК и СП определены рядом различных нормативно-правовых актов, среди которых основными являются:
- Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе";
- Положение о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 23.02.2022 г. № 154;
- Порядок проведения призыва граждан на военную службу по мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 16 мая 2024 г. № 560.
"Прежде всего, следует отметить, что в соответствии со ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
То есть, если законодательством четко не предусмотрено, что соответствующий орган или должностное лицо может действовать каким-либо образом, это запрещено, так как поступать можно только так, как предусмотрено действующим законодательством", — утверждает юрист.
ТЦК и СП обладают следующими основными полномочиями:
- Руководят допризывной подготовкой совместно с органами образования;
- Исполняют решения о направлении граждан для прохождения военной службы;
- Сотрудничают с местными администрациями для привлечения граждан на военную службу или альтернативную службу;
- Ведут учет призывников, военнообязанных, резервистов и добровольцев территориальной обороны;
- Информируют граждан о их правах и обязанностях во время воинского учета и прохождения службы;
- Оформляют и выдают военные учетные документы;
- Обеспечивают защиту информации в Реестре воинского учета;
- Сотрудничают с государственными органами для организации мобилизации и военного времени;
- Проводят информационные кампании по привлечению на службу;
- Ведут учет предприятий, выполняющих мобилизационные задачи, и организуют контроль за подготовкой к мобилизации;
- Проводят мероприятия по оповещению и призыву граждан;
- Следят за социальной защитой военнослужащих, пенсионеров и членов их семей;
- Оформляют компенсации и денежную помощь военнослужащим и их семьям в случае инвалидности или гибели;
- Предоставляют справки о прохождении службы и участниках боевых действий;
- Рассматривают дела (круглосуточно во время мобилизации и/или в период военного положения) об административных правонарушениях и накладывают административные взыскания в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях.
Кроме того, некоторые особые полномочия принадлежат областным ТЦК и СП — в Автономной Республике Крым, городе Киеве и Севастополе. В частности, они помогают организовывать контрольные медицинские осмотры для следующих категорий граждан:
- Лица, признанные районными или городскими комиссиями непригодными или временно непригодными к военной службе;
- Граждане, которые не согласны с результатами медицинского осмотра или решениями районных или городских комиссий;
- Призывники, которым необходимо пройти медосмотр перед отправкой в учебные части или центры.
Специфические полномочия также имеются у районных ТЦК и СП, в частности:
- Организация медицинских осмотров и психологических обследований для военно-врачебных комиссий военнообязанных и резервистов. Это осуществляется с определенной периодичностью, а во время мобилизации и/или военного положения — круглосуточно;
- Оформление отсрочек от призыва для военнообязанных и резервистов во время мобилизации и проверка оснований для их предоставления;
- Проведение специального учета военнообязанных и помощь лицам, уволенным с военной службы, в своевременной оценке их состояния для назначения пенсии или льгот в случае инвалидности;
- Помощь в поиске документов, необходимых для получения единовременной денежной помощи в случае гибели, инвалидности или частичной утраты трудоспособности военнослужащих;
- Проверка семейного положения военнослужащих по запросу командира части или родственников (при наличии оснований).
Что ТЦК не имеют права делать во время мобилизации?
Руководители районных (городских) ТЦК и СП:
- Готовят предложения по организации работы пунктов управления мобилизацией, групп контроля, медицинских осмотров, материальных и финансовых ресурсов, а также по изъятию имущества, транспортных средств и горючего для мобилизационных мероприятий;
- Распределяют мобилизационные ресурсы между территориальными общинами, предприятиями и организациями;
- Доставляют распоряжения о проведении мероприятий оповещения и повестки в исполнительные органы, предприятия и учреждения;
- Издают приказы по проверке военно-учетных документов и вручения повесток военнообязанным и резервистам, организуют эти мероприятия;
- Осуществляют оповещение резервистов и военнообязанных через группы оповещения с привлечением представителей местных органов власти и полиции;
- Обращаются в полицию для задержания лиц, нарушающих правила учета или отказывающихся получать повестки;
- Организуют оформление призыва резервистов и военнообязанных на военную службу по мобилизации;
- Контролируют выполнение мероприятий оповещения, сбора, призыва и отправки на военную службу;
- Информируют руководителей о проблемах в реализации мобилизационных мероприятий и предлагают пути их решения;
- Участвуют в координационных совещаниях по мобилизации и обсуждении проблемных вопросов;
- Сообщают полиции о фактах уклонения от призыва на военную службу.
Более того, применение мер физического воздействия (за исключением случаев необходимой обороны) также запрещено. Действующим законодательством не предусмотрена возможность применения силы со стороны ТЦК и СП к военнообязанным, резервистам, призывникам и т. д.
Задержание и доставка в ТЦК и