Программы КАСКО отличаются как содержанием (рисками, которые покрывает полис), так и сроком действия (можно встретить полисы на 3 или 6 месяцев), а также ценой.
Интересный тренд — увеличение максимального возраста застрахованного автомобиля со стороны страховщиков. Если раньше многие компании устанавливали лимит в 10 лет с момента выпуска, то сейчас все чаще появляются предложения для автомобилей возрастом 12-14 лет.
На сегодняшний день все страховые компании, предлагающие КАСКО, готовы предоставить клиентам несколько вариантов страховых полисов. В программах компаний варьируется как содержание (риски, которые покрывает полис), так и срок действия (можно найти полисы на 3 или 6 месяцев), а также цена. На стоимость страховки влияет множество факторов, однако базой для расчетов служит страховая сумма полиса.
Сегодня страховые компании стремятся создать универсальные и гибкие пакеты КАСКО, которые соответствуют потребностям различных категорий клиентов. По словам Ольги Иванцовой, бюджетные пакеты КАСКО становятся все более популярными из-за их доступности и акцента на покрытии основных рисков. "Стоимость таких пакетов, как правило, ниже, что позволяет удовлетворить потребности клиентов с ограниченным бюджетом. Программы среднего и высокого уровня обеспечивают комплексную защиту. Кроме бюджетных программ, есть также высокий спрос на программы с максимальным качественным покрытием. Они могут включать дополнительные полисы для дополнительного покрытия. Например, в ИНГО полис Автоэксперт предлагает комплексное покрытие, которое включает защиту автомобиля, дополнительного оборудования, жизни и здоровья водителя и пассажиров, а также расширенное покрытие ответственности перед третьими лицами", — отметила Ольга Иванцова.
Полное КАСКО обеспечивает всестороннюю защиту автомобиля от множества рисков. Например, речь идет о покрытии расходов, связанных с повреждениями в результате ДТП, стихийных бедствий, падения предметов, пожаров и взрывов, противоправных действий третьих лиц, а также угона автомобиля.
"Военные риски, которые все чаще включаются в полисы, покрывают убытки, вызванные падением обломков ракет или дронов, взрывными волнами, пожарами или столкновением с военной техникой. Такой полис КАСКО позволяет автовладельцам чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Он гарантирует, что в случае непредвиденных обстоятельств клиент сможет восстановить свой автомобиль без значительных финансовых затрат", — объясняет Константин Ватан.
Как отметила Ольга Иванцова, территория действия полиса, кроме Украины, может включать также и страны Европы."За рулем транспортного средства на момент ДТП может быть любой водитель на законных основаниях", — говорит эксперт.
Существуют и другие исключения. В частности, страховая не возместит убытки, если водитель покинул место ДТП без согласования со страховщиком или провел ремонт автомобиля до осмотра представителем компании. "Не покрываются убытки, если автомобиль использовался в качестве такси или сдавался в аренду, если это не было указано в договоре. Также исключаются повреждения, связанные исключительно с шинами или колесами, гидроудары, пожары из-за неисправности электросистемы, а также ущерб, причиненный животными при ненадлежащей их перевозке", — рассказал Константин Ватан.
Чаще всего страховые компании включают перечень военных рисков в договор страхования КАСКО. Иногда компании предлагают отдельные страховые полисы, покрывающие только такие риски, однако часто есть полисы, где военные риски уже включены вместе с другими рисками. Однако, согласно специалистам, на военные риски в стандартных полисах может быть лимит, например, 10% от страховой суммы, но не более 300 тыс. грн. И в пределах этой суммы страховщик будет осуществлять возмещение, если автомобиль будет поврежден ударом дрона или обломками ракет или БПЛА.
Какие военные риски чаще всего покрывают полисы страхования КАСКО:
"Например, в полисе "Надійне КАСКО" от ОРАНТЫ военные риски включены в стандартное покрытие без повышения тарифа, но с лимитом по военным рискам в размере 2 млн. грн. То есть, если автомобиль будет поврежден из-за войны, автовладелец может рассчитывать на возмещение ущерба не на всю страховую сумму, а не более 2 млн. грн. Остальные классические риски покрываются на всю страховую сумму, предусмотренную договором страхования", — рассказал Константин Ватан.
Эксперт пояснил: автомобили могут быть застрахованы по КАСКО, даже если они зарегистрированы на территориях, приближенных к фронту. "Однако, если ущерб по военным рискам произойдет именно на этой территории, то компания его не возместит. Классические риски покрываются в полном объеме на всей территории действия полиса", — отметил Константин Ватан.
Спрос на защиту от военных рисков постоянно растет, говорит Ольга Иванцов, и поэтому компании с пониманием относятся к потребностям автовладельцев и предоставляют возможность приобрести такой полис отдельно от полного КАСКО. "Стоимость такого полиса значительно ниже, чем классическое КАСКО — тариф на такой полис составляет 1,65% от страховой суммы (традиционное КАСКО стоит ориентировочно от 4% до 7,5% и выше). Застраховать можно любое легковое транспортное средство со сроком эксплуатации до 12 лет и стоимостью до 6 млн гривен. К сожалению, автомобили, эксплуатируемые на временно оккупированной территории и в зонах, где ведутся активные боевые действия, не могут быть застрахованы только от военных рисков", — рассказала Ольга Иванцова.
Стандартная стоимость КАСКО сейчас составляет в пределах 4,5-8,5%, и цена полиса рассчитывается на основе страховой суммы с учетом модели и возраста авто, количества рисков, покрываемых в программе КАСКО, а также наличия франшизы. В целом на рынке можно найти годовой полис КАСКО как за 5 тыс. грн, так и за 20-30 тыс. грн. Однако в первом случае речь идет не о полном КАСКО — это может быть программа, покрывающая один риск (например, ДТП по вине владельца полиса), и ключевым моментом остается страховая сумма: программы на 50 тыс. грн. будут всегда стоить дешевле, чем полис со страховой суммой 600 тыс. грн.
Страховые компании отмечают, что стоимость КАСКО, вероятно, в этом году